Его называли безумцем, «леваком» и даже марксистом. Он и был революционером, но только в бизнесе. Рожденные им автомобили перевернули мир, поставив этот мир на колеса. Никто иной как Генри Форд превратил четырехколесное авто из роскошной игрушки для толстосумов в средство передвижения для миллионов.
Это теперь авторитетный журнал «Форчун» признал Генри Форда лучшим бизнессменом ХХ века. А в начале прошлого столетия коллеги и конкуренты считали его самоубийцей. На заре американского капитализма он позволял себе поступки, не укладывавшиеся в головах других предпринимателей. Сократил рабочий день на своих предприятиях с 10 часов до 8, при этом увеличил заработную плату рабочих более чем в 2 раза, по сравнению с той, которая считалась у конкурентов высокой. И, наконец, вложил огромные деньги в переоборудование предприятий, снабдив их конвеерами, только для того, чтобы, по его собственным словам, «рабочий не делал в цеху более одного шага и не наклонялся вперед или в стороны»! И пока другие бизнессмены негодовали, что Форд нянчится с рабочими как с малыми детьми, тот расширял производстово, получал баснословные прибыли и неуклонно снижал цены на автомобили, делая их доступными сначала для американского среднего класса, а потом и для собственных рабочих.
Позже Форд начал писать книги, где объяснял происхождение своего экономического чуда. Из книг следовало, что его так называемая забота о рабочих базировалась на трезвом расчете. «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается,» - писал знаменитый бизнесмен. Рабочих он считал не «винтиками», а компаньонами, от взаимодействия с которыми зависит успех. А потому, выплачивая им завидные по тем временам зарплаты, требовал от них по максимуму. И не только во время работы, когда, к примеру, было категорически запрещено курить, но и вне работы. Представьте, жен рабочих босс обязывал содержать их дома в порядке, то и дело устраивал проверки.! А все потому, что был уверен: устроенная жизнь – условие хорошей работы.
Наверное, без Форда не было бы современной Америки – богатой, индустриальной державы, где водительские права давно приравнены к паспорту. Революция на отдельно взятом производстве победила в масштабах страны.Путешественнику на заметку:
Музей Генри Форда в пригороде Детройта (штат Мичиган). Помимо самого музея, там можно осмотреть деревню Гринфилд Виллидж, где с ним многое связано, а также зайти на завод, и посмотреть, как сейчас собирают "форды".
Henry Ford Museum
Полезные ссылки:
Путешествие по Гринфилд Виллидж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий